Гармонизация в международном частном праве

Унификация в международном частном праве

Гармонизация в международном частном праве

Унификация (unie facere — делать единым) права — это созда­ние одинаковых, единообразных (т.е. унифицированных) норм во внутреннем праве разных государств.

Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутрен­него права государств, то единственным способом создания уни­фицированных норм является сотрудничество государств.

Унификация права означает сотрудничество государств, направлен­ное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообраз­ных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве опреде­ленного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

особенно­сть унификации:

  • она происходит с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов в двух правовых систе­мах: в международном праве и во внутреннем праве государства.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права госу­дарств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможен­ные отношения) и т.д. Этот процесс проник даже в святая свя­тых внутреннего права — в конституционное право (например, за­крепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-право­вым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объяс­няется его спецификой.

Будучи частью внутреннего права государства, международное частное право по своей природе экстравертно. Его объектом являются отношения между­народного характера, т.е. выходящие за пределы одного государ­ства: частноправовые отношения, осложненные иностранным эле­ментом.

Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств.

Их значимость в жизни каждого государства порождает объектив­ную потребность в их единообразном правовом регулировании.

Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой потребности унификации в международном частном праве: национальное право зачастую неспособно регулиро­вать отношения с международными характеристиками (особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере).

Особенности правого механизма унификации права

Как уже го­ворилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах — и в международном праве, и в национальном.

Этапы процесса унификации:

  1. соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформ­ляемых международным договором, в котором содержатся право­вые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений;
  2. восприятие международно-правовых норм националь­ным правом государств.

Таким образом, унификация права как правотворческий про­цесс имеет два этапа (две стадии).

На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного до­говора и государства берут на себя международно-правовые обя­зательства обеспечить их применение. Принятие международного договора и соответственно между­народно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации.

Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств — сторон соответствующего договора.

Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происхо­дит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.

Восприятие международно-правовых норм националь­ным правом государств (трансформация, либо национальная имплементациия) — второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью националь­но-правовых механизмов. В резуль­тате в национальном праве разных государств появляются унифи­цированные нормы, т.е.

одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, вклю­чают и соответствующие национально-правовые меры их прину­дительного исполнения. В таком качестве названные нормы юри­дически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правопримени­тельных органов.

Процесс восприятия обеспечивается национально-право­выми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: «…Международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы».

Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы.

Поэтому данное правило можно рас­сматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в ко­торых участвует Россия или в которых она будет участвовать, при­дается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).

Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, поста­новление Правительства о присоединении).

Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы между­народных договоров вводятся в российскую правовую систему.

Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в фор­ме федерального закона, то его нормы будут обладать юридиче­ской силой федерального закона; если договор вводится подза­конным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.

Только тогда, когда нормы, со­держащиеся в международном договоре, станут частью нацио­нального (внутреннего) права государств, можно говорить об уни­фикации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств — участников договора появились одинаковые правовые нормы.

Иначе говоря, нормы международного договора должны быть «санкционированы» государством для применения их в нацио­нально-правовой сфере, т. е. им должна быть придана юридиче­ская сила национального права.

Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами националь­ного права.

Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии:

  1. первая проходит в международно-пра­вовой сфере и завершается принятием международно-правовых уни­фицирующих норм;
  2. вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм.

Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам:

  • международно-правовым договором;
  • национально-пра­вовыми актами (законами и подзаконными актами).

Виды унификации

Существует несколько классификаций уни­фикации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.

1)  По способу правового регули­рования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:

  • унификация кол­лизионного права;
  • унификация материального частного права;
  • смешанная, когда один международный договор предусмат­ривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.

2)  В за­висимости от вида частноправовых отношений (предметный критерий) выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материаль­ных), предназначенных для регулирования отношений, являю­щихся предметом:

  • отраслей;
  • подотраслей;
  • институтов частного права.

 3)  По субъектам международных договоров:

  • универсальную (многосторонние универсальные договоры);
  • региональную (региональные договоры);
  • двустороннюю (двусторонние договоры);

Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отно­шений. Главным образом унифицированы правовые нормы, регу­лирующие:

  • договор международной купли-продажи (Венская кон­венция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, при­менимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.);
  • новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международ­ном факторинге 1988 г.);
  • международные расчеты, международные перевозки.

Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, междуна­родный коммерческий арбитраж.

Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно свя­заны с национальными историческими, культурными, религиоз­ными особенностями, успехи унификации незначительны.

Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содер­жатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсуд­ность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.

), и значит, их можно включить в класси­фикацию по предметному критерию. Однако часто такие догово­ры содержат унифицированные коллизионные нормы по широко­му кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы.

Следовательно, их можно отнести к сме­шанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.

Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Вен­ская конвенция 1980 г. открыта для присоединения всех госу­дарств (ст. 91).

Региональная (или локальная) — это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (на­пример, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).

Особенности применения унифицированных норм

Унифицированные нормы вообще и международного частного права в частности действуют как на­ционально-правовые нормы.

Однако ни коллизионные унифици­рованные нормы, ни материальные частноправовые унифициро­ванные нормы не отменяют аналогичных норм внутреннего пра­ва, а действуют параллельно с ними.

При этом они не сливаются с нормами внутреннего права в единый массив, а сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхож­дением.

Связь унифицированных норм с международным договором, в рамках которого они были созданы, порождает ряд особенностей их применения.

Международным договором, как правило, определяются:

  1. про­странственная сфера реализации унифицированных норм;
  2. предметная сфера при­менения унифицированных норм, которая отличается от предметной сферы аналогичных норм внутреннего права;
  3. временные рамки дей­ствия унифицированных норм.

Кроме того, унифицированные нормы должны толковаться в свете целей, принципов и содержания соответствующего международ­ного договора (часто данное положение включается в текст самого договора);

Целью любого унифицирующего международного договора яв­ляется обеспечение единообразного регулирования определенного вида трансграничных частноправовых отношений. Для ее дости­жения недостаточно наличия одинаковых (унифицированных) коллизионных или материальных правовых норм.

Необходима единообразная практика их применения, что предполагает едино­образное толкование. Поэтому многие договоры прямо дают толкование терминов и понятий, входящих в унифицируемые правовые нормы, устанавливая их содержание.

Такое толкование является обязательным в на­ционально-правовой практике договаривающихся государств, что способствует единообразию применения унифицированных норм.

Договорное происхождение определяет и временные рамки дей­ствия унифицированных норм. Они приобретают на территории участвующего в договоре государства юридическую силу не ранее того момента, когда договор вступает в силу.

Даже если государ­ство ратифицировало договор (или иным образом выразило свое согласие на его обязательность), но он не вступил в силу (в част­ности, когда договор не набрал требуемое число ратификаций), унифицированные нормы не действуют. Прекращение действия договора ведет к прекращению действия соответствующих унифи­цированных норм.

Односторонний выход государства из договора также прекращает действие соответствующих унифицированных норм на территории данного государства.

На содержание и практику применения унифицированных норм оказывают влияние изменения, вносимые государствами в текст договора в процессе его осуществления.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/unifikatsiya-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave

Гармонизация в международном праве

Гармонизация в международном частном праве

Одной из традиционно выделяемых в юридической литературе особенностей международного права выступает то, что участниками регулируемых им отношений выступают особые субъекты: для международного публичного права – это суверенные государства, межправительственные организации и т.д., для международного публичного права – иностранные по отношению друг к другу лица.

В этой связи, для обеспечения реализации и повышения эффективности применения норм международного права необходимо совершение определенных действий, направленных на внесение определенного единообразия в соответствующей области права. Одним из основных мероприятий в рассматриваемой сфере выступает, так называемая, гармонизация в международном праве, осуществление которой является предметом деятельности многих международных организаций.

Пример 1

Решению проблем гармонизации (а также унификации) международного права в настоящее время посвящена деятельность Всемирной торговой организации, ЮНСИТРАЛ – организации, «предмет заботы которой составляет модернизация и согласование норм международной коммерческой деятельности», УНИДРУА – межправительственной организации по унификации частного права, и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Говоря об определении гармонизации в международном праве, следует отметить, что в наиболее общем виде под таковой надлежит понимать:

Определение 1

Гармонизация в международном праве – это процесс, направленный на сближение правовых систем различных государств, в том числе с целью устранения или уменьшения различий между ними.

При этом отмечается, что деятельность охватываемая термином «гармонизация» в международном праве не является новой, а история ее реализации начинается задолго до появления перечисленных выше международных и межправительственных организаций.

Данную точку зрения, ученые разделяющие ее, связывают с тем, что на всем историческом пути развития национальных правовых систем, его сопровождали элементы гармонизации, выраженные, в том числе в том, что формируя собственное право, нормальной практикой было заимствования государствами опыта друг друга.

Однако в собственно научном понимании вопрос о гармонизации, как об особом международно-правовом явлении возник только в XIX веке, и особенно актуализирован в настоящее время.

Виды и формы гармонизации в международном праве

В литературе посвященной изучению вопросов международного права отмечается, что гармонизация, как важнейшее явление международно-правовой действительности может осуществляться в различных формах и видах.

Пример 2

Так, например, выделяются стихийная и целенаправленная формы гармонизации в международном праве.

Суть стихийной формы гармонизации состоит в том, что формирование схожей или единообразной системы правового регулирования не было задачей целенаправленной деятельности особых субъектов, а выступило результатом исторического взаимодействия между государствами (в том числе насильственного, в ходе военных завоеваний, и т.д.). В свою очередь, целенаправленная гармонизация – напротив, осуществляется специальными субъектами, в установленном порядке, для целей достижения определенных целей обеспечения единообразия правовых систем.

Кроме того в зависимости от сонаправленности мероприятий по международно-правовой гармонизации справедливо выделять одностороннюю гармонизации, при которой право одного государства адаптируется к юридическим предписанием другого. В свою очередь при взаимной гармонизации участники рассматриваемого процесса предпринимают согласованные меры к сближению собственных национальных правовых систем.

При этом необходимо обратить внимание на то, что взаимная гармонизация выступает относительно новым способом, получившим должное распространение только в конце XX в., и осуществляется преимущественно с помощью механизмов международных организаций.

В рамках еще одной классификации, в зависимости от используемых средств выделяется:

  • гармонизация, осуществляемая исключительно с использованием внутригосударственных правовых средств (всегда односторонняя форма гармонизации);
  • гармонизация с использованием надгосударственных международно-правовых механизмов.

Соотношение понятий «гармонизация» и «унификация» в международном праве

С рассмотренной в настоящей статье деятельностью по международно-правовой гармонизации национальных правовых систем тесно связан процесс унификации законодательства:

Определение 2

Унификация – процесс введения в национальное право различных государств одинаковых юридических норм, предполагающий в этой связи сближение национальных правовых систем и стирание границ между ними.

На основе анализа приведенного определения может быть сделан обоснованных вывод о схожести процессов гармонизации и унификации, однако между ними существует ряд значительных отличий:

  1. Унификация в международном праве предполагает установление единообразных норм в юридически обязательной для государств-участников процесса унификации форме. Гармонизация – это более простой, «мягкий» процесс, не предполагающий установления каких-либо обязательств для его участников;
  2. Различие в результатах осуществления. В результате унификации происходит включение одинаковых норм во внутреннее право нескольких суверенных государств, а в результате гармонизации – исключительно сближение права, устранение прямых противоречий между различными правовыми системами, и т.д.;
  3. Отличие природы норм, возникающих в правовых системах в процессе унификации и гармонизации. Так, унифицированные нормы включаются в национальное право в качестве специальных юридических предписаний, поскольку их оформление, чаще всего, происходит в рамках принимаемого государствами международного договора. Нормы разрабатываемые в процессе гармонизации – напротив, призваны развивать национальное право. Поскольку принимаемые в рамках соответствующей процедуры юридические предписания, будучи основаны на иностранном или международном праве адаптируются к требования внутригосударственной правовой системы, – в результате, они ничем не отличаются от других норм национального права, применяясь в этой связи в общем порядке.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/garmonizaciya_v_mezhdunarodnom_prave/

5 Унификация норм международного частного права

Гармонизация в международном частном праве

Унификация права – создание одинаковых единообразных норм во внутреннем праве разных государств.

Поскольку в процессе унификации участвуют различные государства.

Унификация – сотрудничество государств, направленное на создание, изменение и прекращение одинаковых норм.

Особенность закл. в том, что это правотворческий процесс, который происходит одновременно в двух правовых системах: в м/н праве и во внутреннем праве разных государств.

Этот процесс охватывает практически все отрасли внутреннего права: УП, УПП, КП, но наибольших результатов этот процесс достиг в МЧП.

Это объясняется:

1)      МЧП рассм. отношения между гражданами различных государств,

2)      национальное право не всегда способно урегулировать отн. с иностранным элементом.

ВОПРОС.  ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА УНИФИКАЦИИ ПРАВА

Унификация состоит из двух стадий:

1. В м/н праве.

На этой стадии достигается соглашение между гос. по поводу единообразного регулирования отн., которое оформляется м/н договором.

Однако, достижение соглашения и принятия договора не говорит о том, что процесс унификации уже состоялся, потому что любой м/н договор содержит обязательства для государств участников.

Для того, чтобы эти нормы воздействовали на поведение граждан, необходимо чтобы эти нормы стали частью национального права.

2. В национальном праве (стадия трансформации или национальной имплементации).

Осуществляется восприятие м/н норм национальным правом.

Процесс восприятия осущ. с помощью различных нац. правовых механизмов – в различных правовых системах.

В РФ прав. основа данного процесса предусмотрена в К РФ – м/н договоры РФ явл. составной частью ее правовой системы. Т.о. К РФ уст. общий принцип действия м/н договоров на территории РФ как часть правовой системы.

Кроме того, в ФЗ «О м/н договорах» уделяется т. внимание м/н договору как основному источнику м/н права и источнику процесса трансформации.

Т.о. процесс протекает в две стадии. На первой образуются унифицирующие нормы, а на второй – унифицированные нормы.

Первая стадия носит институционный характер, т.е. процесс происходит в рамках таких организаций как Комиссия ООН по праву

м/н торговли, м/н организация гражданской авиации, м/н организация труда и т.д.

ВОПРОС.  ВИДЫ УНИФИКАЦИИ

1. В зависимости от способа правового регулирования:

А. Унификация коллизионного права. Напр., Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г. (РФ явл. участницей), Гаагская конвенция о праве применимом к алиментным обязательствам 1956 г.

Б. Унификация материального права. Напр., Венская конвенция ООН о м/н купле продаже товара 1980 г., Оттавская конвенция о м/н финансовом лизинге 1988 г.

В. Смешанная унификация. Напр., Бернская конвенция об охране литературных и худ. произведений 1986 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.

2. По предметному критерию:

А. Права собственности

Б. Транспортного права

В. Семейного права

Г. Гражданского процессуального

В процессе унификации в области внешнеэкономических отн. б. принята Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в м/н купле продажи 1974 г., Конвенция о праве применимом к договорам м/н купли продажи товара 1986 г.

Результаты не велики в области наследственных отношений.

Договоры о правовой помощи содержат унифицированные нормы по гражданскому процессу. Вопросы подсудности, суд. поручений, а т. признания и исполнения суд. решений.

3. В зависимости от классификации м/н договоров.

А. Универсальная. Предназначена для всех государств.

Б. Региональная. Осуществляется в пределах ограниченного круга государств, напр. государств опр. региона, географического района.

В. Двусторонняя. Между двумя договаривающимися государствами.

Результаты региональной и двусторонней унификации явл. высокими.

В универсальных договоров решаются вопросы, касающиеся эк. связей, транспорта, труд. отношений, инвестиций и патентного права.

ВОПРОС.  ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УНИФИЦИРОВАННЫХ НОРМ

Унифицированные и м/н нормы действуют как национальные. При этом ни коллизионные униф. норм, ни мат. униф. нормы не отменяют аналогичных норм внутреннего права, а действую параллельно с ними.

Это объясняется тем, что униф. нормы содержат связь с м/н договором в рамках которого образованы.

М/н договор опр. пространственную и предметную сферу и временные рамки унифицированных норм.

Пространственная сфера

унифицированных норм всегда будет уже сферы применения аналогичных норм внутреннего права.

Российско-Польский договор о правовой помощи 1996 г. говорит о том, что наследственные отн., которые регулируются договором регулируют т. отн. между РФ и Польшей. Ст.1224 ГК РФ предусм. применение закона последнего места жительства наследодателя.

Предметная сфера

унифицированных норм б. отличаться от аналогичных норм внутреннего права.

Для внутренних норм – нет ограничений.

Согласно Венской конвенции, она регулирует отн. между гос., если комм. предприятия сторон нах. на территориях разных государств.

Временные рамки

Договор опр. временные рамки действия унифицированных норм. Они приобретают юр. силу с момента вступления в силу договора. В том случае, если гос. ратифицировало договор, но он еще не вступил в силу, унифицированные нормы т. не действуют.

Прекращение действия договора ведет к прекращению действия норм.

Односторонний выход гос. из договора т. прекращает действие соотв. унифицированных норм.

Т.о. во внутреннем праве по одному вопросу м. существовать разные правовые нормы: унифицированные нормы (коллизионные, материальные, процессуальные, универсальные, региональные, двусторонние) и внутренние.

Коллизии в применении норм

1. Между унифицированными нормами и внутренними.

К РФ уст., что если м/н договором уст. иные правила, чем предусмотренные законом, то д. применяться нормы м/н договора.

Т.о. приоритет отдается унифицированным нормам.

2. Конфликт между унифицированными коллизионными и унифицированными материальными нормами.

В первую очередь необх. обратиться к униф. материальным нормам. Если не удается решить проблему с помощью указ. норм, то обращаются к униф. коллизионным нормам.

Ст.1186 ГК РФ: если м/н договор содержит мат. нормы, которые прим. к соотв. отн., то решение вопроса о применимом праве на основании коллизионных норм исключается.

3. Коллизии между нормами универсального, регионального и двустороннего характера.

Сначала необх. обратиться к двусторонним нормам. Если вопрос не решается, то к региональным нормам. И в последнюю очередь к универсальным.

Если универсальный или региональный договор предусматривают императивные нормы, то в это случае гос. не вправе от них отступить при заключении регионального или двустороннего договора.

Любые отступления считаются не действительными.

ВОПРОС.  ГАРМОНИЗАЦИЯ

Гармонизация – процесс, направленный на сближение права разных государств.

Главное отличие от унификации – отсутствие м/н правовых обязательств.

Гармонизация это не новое явление, поскольку весь исторический процесс опосредуется гармонизацией.

Наиболее остро вопрос возникает в 19 в. одновременно с процессом унификации.

Гармонизация осущ. стихийно, суть ее закл. в том, что в процессе взаимодействия между гос. возникает единообразное регулирование.

Способом гармонизации явл. рецепция.

Рецепция – одностороннее заимствование одним гос. у другого норм права.

Виды гармонизации

1. Односторонняя.

Право одного гос. адаптируется к праву другого гос.

2. Взаимная.

Участники принимают меры к сближению норм права на основании опр. соглашения.

Отличия между унификацией и гармонизацией:

1. Унификация представляет уст. единообразных норм в юр. обязательной форме м/н договора.

Гармонизация более простой процесс, не требующий оформления в форме м/н договора.

2. Унификация приводит к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных гос.

Гармонизация ведет только к сближению права, устранению противоречий.

3. Унифицированные нормы выступают в нац. праве как специальные.

В процессе гармонизации происходит развитие национального права.

ВОПРОС.  МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОБЛАСТИ УНИФИКАЦИИ

Подразделяются на две группы:

1. Основные

Комиссия ООН по праву м/н торговли (ЮНСИТРАЛ)

Задачи:

ü  подготовка новых м/н конвенций,

ü  подготовка типовых и единообразных законов в области права м/н  торговли,

ü  содействие кодификации м/н торговых обычаев,

ü  сбор, а т. распространение инфо в области м/н торговли.

Направления работы:

ü  м/н купля продажа товаров,

ü  м/н платежи,

ü  м/н коммерческий арбитраж.

На основании проектов б. приняты след. конвенции:

Конвенция ООН о договорах м/н купли продажи товаров 1980 г.

Конвенция ООН об исковой давности в м/н купле продажи товара 1974 г.

Гаагская конференция по международному частному праву

Это межправительственная орг., задачей которой явл. унификация норм МЧП. Первая сессия б. созвана Правительством Нидерландов по инициативе голландского юриста – Ассера. В данной конференции участвовали 13 гос., в т.ч. РФ.

Всего состоялось 18 сессий.

В 1951 г. б. принят постоянный статут, а в 1955 г. он вступил в силу.

Основные направления работы:

ü  м/н гр. процесс,

ü  м/н купля продажа,

ü  семейные отн.,

ü  наследственные отн.

Конвенция, отменяющая требования легализации ино официальных документов 1961 г.

Международный институт унификации частного права (УНИДРУА)

Основан в 1926 г. в качестве вспомогательного органа, а в 1940 г. б. заключен м/н договор, утвердивший статут УНИДРУА.

Целью явл. изучение путем гармонизации, а т. согласование частного права различных гос., разработка единообразных норм в сфере частного права.

Наиболее важным документом явл. Принципы м/н коммерческих договоров 1994 г. Они применяются, если стороны об этом договорились.

2. Дополнительные

м/н орг. труда

и др.

Источник: https://studizba.com/lectures/117-jurisprudencija/1728-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/33533-5-unifikacija-norm-mezhdunarodnogo-chastnogo-prava.html

Гармонизация в международном частном праве

Гармонизация в международном частном праве

Ассамблеей парламентам стран-участниц, принимаемая в целях согласования правовой политики и сближения законодательства. Исходя из изложенного можно сделать несколько выводов относительно различий между унификацией и гармонизацией права.

  1. Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т.е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация — более простой и более «мягкий» процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс. Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать, осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

Процесс унификации и гармонизации в мчп

В рамках еще одной классификации, в зависимости от используемых средств выделяется:

  • гармонизация, осуществляемая исключительно с использованием внутригосударственных правовых средств (всегда односторонняя форма гармонизации);
  • гармонизация с использованием надгосударственных международно-правовых механизмов.

Соотношение понятий «гармонизация» и «унификация» в международном праве С рассмотренной в настоящей статье деятельностью по международно-правовой гармонизации национальных правовых систем тесно связан процесс унификации законодательства: Определение 2 Унификация – процесс введения в национальное право различных государств одинаковых юридических норм, предполагающий в этой связи сближение национальных правовых систем и стирание границ между ними.

4. унификация и гармонизация мчп

Гармонизация права Гармонизация права — процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация — взаимосвязанные процессы.

Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации.

В данном параграфе будет идти речь собственно о гармонизации.

Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором.

Унификация и гармонизация в мчп

А прекращается тогда, когда: a) когда договор прекратил свою силу, кончился срок его действия, b) когда одна из сторон договора вышла из состава его участников, то есть денонсировала договор, c) были внесены изменения или дополнения в договор в процессе, когда он действовал, 3) любой международный договор может быть подписан сторонами с оговорками, в которых стороны отказываются применять те или иные нормы международного договора, 4) бывают ситуации, когда контрагенты принадлежат государствам, одно из которых подписало международный договор, а другое нет. В этом случае возможно применение международного договора, если применяется право того государства, которое к нему присоединилось, 5) толкование и применение международных договоров, на территории договаривающихся государств, должно быть единообразным.

Унификация и гармонизация норм международного частного права

Внимание На основе анализа приведенного определения может быть сделан обоснованных вывод о схожести процессов гармонизации и унификации, однако между ними существует ряд значительных отличий:

  1. Унификация в международном праве предполагает установление единообразных норм в юридически обязательной для государств-участников процесса унификации форме. Гармонизация – это более простой, «мягкий» процесс, не предполагающий установления каких-либо обязательств для его участников;
  2. Различие в результатах осуществления.

В результате унификации происходит включение одинаковых норм во внутреннее право нескольких суверенных государств, а в результате гармонизации – исключительно сближение права, устранение прямых противоречий между различными правовыми системами, и т.д.;

  • Отличие природы норм, возникающих в правовых системах в процессе унификации и гармонизации.
  • Выводы: Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т. е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе.


    Гармонизация — более простой и более ≪мягкий≫ процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс.Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать,осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

    Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества.

    Унификация и гармонизация в международном частном праве

    При этом отмечается, что деятельность охватываемая термином «гармонизация» в международном праве не является новой, а история ее реализации начинается задолго до появления перечисленных выше международных и межправительственных организаций.

    Данную точку зрения, ученые разделяющие ее, связывают с тем, что на всем историческом пути развития национальных правовых систем, его сопровождали элементы гармонизации, выраженные, в том числе в том, что формируя собственное право, нормальной практикой было заимствования государствами опыта друг друга.

    Однако в собственно научном понимании вопрос о гармонизации, как об особом международно-правовом явлении возник только в XIX веке, и особенно актуализирован в настоящее время.

    Международное частное право

    Также спорными являются понятия «форма договора», «исковая давность» и т. д. Поскольку такие проблемы возникают достаточно, часто их пытаются решить как в теории, так и в законодательстве.

    Одной из теоретических точек зрения на разрешение такой проблемы является теория Эдварда Рабеля, который предлагает толковать коллизионную норму последовательно в 3 этапа: 1) автономная квалификация – толкованию подвергается объём коллизионной нормы и он должен толковаться на основе общепринятых мировых понятий конкретных категорий, 2) квалификация по закону суда – толкование привязки, которое должно осуществляться согласно теории права государства, в котором осуществляется судебный процесс, 3) вторичная квалификация – толкованию подвергается та норма, в которой сделана отсылка со стороны коллизионной нормы, такое толкование должно происходить по праву того государства, к которому сделана отсылка.

    Гармонизация в международном праве

    Важно

    Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

    Гармонизация права — не новое явление.

    Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга.

    Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время. Гармонизация права осуществляется стихийно и целенаправленно. Суть стихийной гармонизации в том, что в процессе взаимодействия между государствами возникало похожее или единообразное регулирование. Такое взаимодействие могло принимать любые формы, в том числе и насильственные.

    Гармонизация и унификация в мчп

    Гармонизация права — процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация — взаимосвязанные процессы.

    Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация — более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации.

    Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. В данном параграфе будет идти речь собственно о гармонизации.

    Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором.

    • Различие формы приводит к различным результатам. Только унификация ведет к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств, а гармонизация — лишь к сближению права, к устранению противоречий: нормы разных государств могут быть похожими, даже словесно совпадающими, но разными.

    • Природа и место норм в национальной системе, созданных в процессе унификации и гармонизации, также отличны. Унифицированные нормы в национальном праве выступают как специальные, поскольку вся их жизнь, от создания до прекращения, связана с международным договором.

      Отсюда особый порядок их применения. Напротив, в процессе гармонизации происходит развитие национального права.

    Источник: http://spravka-z.ru/2019/01/24/garmonizatsiya-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave/

    ПравоЗащита
    Добавить комментарий